Архитектура.ru
 
 

23.08.13 | Когда одного стиля мало

Не все могут довольствоваться декоративными решениями одного стиля. Творческих личностей такие ограничения подавляют. Им больше по душе свобода выбора, при которой они сами могут сочетать элементы разных эпох и культур, получая в итоге уникальный интерьер. Однако соединение разных стилей – это тоже стиль, и называется он – эклектика.


23.08.13 | Марокканский стиль в интерьере

Марокко – это страна, в которой смешались многие культуры. Это отразилось и на оформлении домов местных жителей. Элементы разных стилей образовали собой гармоничное единство, благодаря чему марокканский стиль стал одним из любимых у дизайнеров по всему миру. Помещения, оформленные в марокканском стиле, способны подарить ощущение уюта и безмятежности.


09.08.13 | Ничего лишнего

Минималистский стиль в оформлении интерьеров представляет собой упрощенный до уровня повседневной жизни хай-тек. Главная его цель – создать ощущение свободного и светлого пространства. Достигается такой эффект за счет строгих геометрических форм, однотонного цветового решения, больших окон и ограниченного количества предметов обстановки.


09.08.13 | Интерьер в египетском стиле

В последнее время стало очень модно использовать при оформлении помещений этнические мотивы. Зачастую это элементы африканского, японского и средиземноморского стилей. Реже можно встретить индийские интерьеры. Но еще более редким считается египетский стиль. Многие боятся с ним работать, считая его слишком вычурным и броским. На самом же дела египетский интерьер при грамотном обращении смотрится дорого и изысканно.


02.08.13 | Ошибочка вышла: самые грубые «ляпы» в дизайне интерьера

При создании интерьера по большей части стоит опираться на собственный вкус, ведь жилье должно отражать личность своих хозяев. Но людей, которые мало что смыслят в дизайне интерьера, вкус может подвести. Чтобы не испортить облик своей квартиры, следует учиться на чужих ошибках, о которых и пойдет речь в этой статье.


Какой стиль в архитектуре Вы предпочитаете?
Проголосовало: 4457
Архив опросов

 


Главная
Советская архитектура
Современная архитектура
Дизайн интерьера
Ландшафтная архитектура
Западная архитектура
Тенденции и события
Новости

 

       
На главную Добавить в избранное Карта сайта Обратная связь

Поиск по сайту

 


Займ денег: где брать в долг

Когда человечество придумало деньги, тогда же оно придумало и займы. Сегодня есть множество вариантов, где и у кого занять денег на короткое время. Можно обратиться к знакомым или родственникам, можно взять суду в банке, а можно оформить быстрый займ в микрофинансовой организации.



Накопить на обучение за год

Насколько реально в нашей стране накопить на обучение для ребенка в коммерческом ВУЗе или для себя – на вторую специальность? Оказывается, это вполне реально и даже не требует особых жертв со стороны семьи, которая откладывает деньги. При желании, можно накопить на обучение двух или трех детей: главное, начать это делать заранее, не за 2-3 месяца до сдачи ЕГЭ.



Solar Decathlon-2013 открыл миру новый энергоэффективный проект

В этом году знаменитый конкурс, который проходит при поддержке американского министерства строительства и энергетики, удивил экспертов простым с виду домом, который может производить даже больше энергии, чем нужно для проживания в нем. Проект представила команда молодых архитекторов Израиля.



ЖК «Первый Николаевский» представили в Сеуле

Международную конференцию «Сеул: жизнь в большом городе — архитектура будущего в Южной Корее» посетили уральские девелоперы. Они познакомили остальных участников события со своим проектом, который реализуется в Екатеринбурге. Современный высотный жилой комплекс будет построен в центральной части города. «Первый Николаевский» станет автономным городком благодаря развитой инфраструктуре.


 

Реклама

   
Рационализм — советский авангардистский метод в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.


Первые опыты рационалистов
Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Кроме того, главным пунkтом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

Первой «лабораторией» рационалистов была Комиссия Живскульптарх (Живопись-Скульптура-Архитектура), в которой разрабатывались новые, экспериментальные проекты и велись творческие поиски во всех областях искусства.

В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде.

В 1921—1922 годах велась работа по формированию творческой концепции рационализма. (Заметим, что конструктивизм в те годы ещё не оформился).

 

Н. Ладовский — творческий лидер рационализма. Обмас
 
Если конструктивисты группировались вокруг братьев Весниных, то у рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была ввелена специальная дисциплина — «Пространство».

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.


АСНОВА — творческая организация рационалистов
На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) .

Учредителями органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги — Н.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников.

АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.

Стоит отметить, что рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.

1923—1926 гг. были отмечены полемикой между АСНОВА и ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш». Но факт оставался фактом — конструктивисты были популярнее и «ближе» к насущным потребностям современности.

В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов — урбанистов АРУ.


Жилой комплекс на Шаболовке


В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно — эстетическая выразительность.

Для строительсва был отведён небольшой (близкий к квадрату) квартал в районе Шаболовки (как раз недалеко от Шуховской башни. Лучшим был признан проект группы Н.Травина.


Всего были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света.


Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванны.

Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства (в том числе и с точки зрения организации зрительно -законченных перспектив. Пребывая в этом районе, ловишь себя на мысли, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства. (И это, несмотря на то, что застройка очень плотная и в процессе проектирования архитекторы пытались удачно обыграть каждый участок земли).


«Летающие города» Г.Крутикова

Дом-коммуна в «летающем городе»В 1928 году один из любимых учеников Ладовского — Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать — парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?

Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.

Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.

Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.

Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.

Сегодня подобные проекты рассматриваются как иллюстрация к пролетарско — романтической утопии 1920-х годов, которая была жестоко перечёркнута сталинским террором.


Обвинение в «формализме»
В началу 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника, как ещё несколько лет назад.

Метро «Красные ворота»Пришли иные времена — теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно —"на помощь" вождям пришла вечная классика. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко).

  Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помешений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.

Н. Ладовский, всеми забытый, умер в 1941 году, хотя у него был неплохой шанс стать одним из ведущих сталинских архитекторов (он был автором наземного павильона метро «Красные ворота»

 

«Реабилитация» рационализма
Уже к концу 1950-х имена архитекторов — рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей — формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов.

Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода «Оттепели».

В настоящее время, когда Москва и другие города застраиваются современной, эстетически — выверенной и многофункциональной архитектурой, архитекторы всё больше обращаются к разработкам Ладовского и его товарищей.